Статья взята с ссайта http://www.irs-az.com/archive/gen/n15/15-8.htm
Мир искусства Карабаха, как и быт его оседлого и полукочевого населения, исторически развивался и сформировался в контексте общеазербайджанской культуры, на тюркской этнокультурной основе. Это подтверждается характерными для традиционных видов ремесла, развивающегося на базе албано-тюркской этнокультурной среды, присущими им орудиями труда и производственными процессами, а также готовыми изделиями с тюркской и усвоенной азербайджанцами в средние века арабо-персидской терминологией.
Мир искусства Карабаха, как и быт его оседлого и полукочевого населения, исторически развивался и сформировался в контексте общеазербайджанской культуры, на тюркской этнокультурной основе. Это подтверждается характерными для традиционных видов ремесла, развивающегося на базе албано-тюркской этнокультурной среды, присущими им орудиями труда и производственными процессами, а также готовыми изделиями с тюркской и усвоенной азербайджанцами в средние века арабо-персидской терминологией.
Немаловажное значение для дальнейших эволюционных процессов имели разнообразные естественные богатства, в том числе занимающие важное место в развитии страны и ее жителей, богатые залежи металла. Албанский историк VIII века Моисей Каланкатуйский, перечисляя в своем знаменитом труде "История албан" естественные богатства страны, в составе которой находился и карабахский край, наряду с другими ископаемыми называет золото, серебро и охру (Моисей Каланкатуйский. История Агван, книга I, глава IV). На такой богатой природной базе в Карабахе возникли и развивались различные виды ремесла, в том числе ювелирное дело. Одним из важнейших и широко известных центров ювелирного искусства Азербайджана являлся г. Шуша, о славе которой были хорошо осведомлены не только на Кавказе, но и далеко за его пределами.
Опираясь на лучшие традиции азербайджанского ювелирного искусства, шушинские умельцы развили его и внесли в него неоценимый вклад, создав высокохудожественные шедевры, остающиеся до сих пор образцами для подражания. Долгие годы в конце XIX и начале XX века проработавший в Азербайджане в пробирной палате видный специалист ювелирного искусства В.К.Згленицкий писал: "Эти полуграмотные ювелиры, в совершенстве овладевшие секретами своей профессии, значительно превзошли своих европейских коллег. Изготовленные ими украшения своим художественным орнаментом, изысканным декором и изяществом восхищают людей. Эти мастера не имеют тех разнообразных инструментов и приспособлений, что используются в Европе при массовом производстве однообразных ювелирных изделий. Изготовленные ими украшения - это результат труда, требующего терпения и искусных рук" (Труды I съезда, с.60). Таких высоких оценок неподражаемого искусства и мастерства азербайджанских, в том числе шушинских умельцев сохранилось множество, как и неисчислимое количество изготовленных ими ювелирных шедевров, до сих пор известных как в быту, так и хранимых в различных музейных коллекциях.
No comments:
Post a Comment